История района Княжево-Дачное. Средняя школа 481. Ленинград.
Начало Новости Учителя Ученики Дачное

Дачное

Средняя школа 481. Ленинград

2019-02-19


Автово || Красный кабачок || Княжево || Оранэл || Форели || Дачное

История с географией

Автово

Автово - одно из старинных названий на карте Петербурга. Происходит от ижорского Auttova (пустошь). Поэтому никакого отношения к автомобилям не имеет, а только совпадает по звучанию. До бедственного наводнения 1824 года было две деревни - Верхняя и Нижняя Автова. Нижнее было где-то ниже по речке Красненькой. Хоть рыбаки и делали свои дома способными держаться на плаву в случае небольшого наводнения, но в тот год, видимо, ураганный ветер и волны сделали своё черное дело - деревни исчезли. И только с помощью казенных денег позже была отстроена заново д. Автова. Опасаясь повторения подобной трагедии, власти обнесли территорию разрушенной деревни Автова земляным валом высотой 16 футов (4,8 м) - по наивысшему подъему воды 7 ноября 1824 года. Предполагается, что этот проект выполнил В. П. Стасов. Каменные двухэтажные дома располагались веером вокруг пруда (это прямо напротив станции метро). Эти строения можно было видеть еще в 1930-х годах.

На территории, занимаемой сейчас Кировским районом, в прошлом было немало финских и ижорских поселений. Но селившиеся здесь русские люди переделывали финские названия на свой лад. Так Тентула стала Тентелевкой, Устялокки - Усталовкой, Валонконда - Волынкиной. Крестьяне этих крепостных деревень обслуживали дачную жизнь столичных господ.

В окресностях будущего Путиловского завода было несколько небольших деревень. В конце Шёлкова переулка (ныне територия Кир.завода) на берегу бухты была рыбацкая деревня Емельяновка. Вдоль Краснопутиловской от Автовской до Червоного казачества была Вологодско-Ямская слобода, ямщики которой обслуживали почтовое сообщение на Петергофской дороге.

Со второй половины 18 в. по Петергофской дороге установили регулярное сообщение. В 1771 году учреждена суточная почта. Дорога до Петергофа занимала больше двух часов. Пассажиры (4 чел.) платили по 85 копеек. В 1787 году на дороге были установлены мраморные верстовые столбы. В 1834 году начал курсировать дилижанс. Все было спокойно. Но...

Началась эпоха капитализма. Вдоль Петергофской першпективы стали строить заводы и фабрики. В 1801 году близ Автова открылись производства переведенного из Кронштадта казенного чугунолитейного завода, послужившие началом знаменитого Путиловского завода. Вырубались вековые деревья живописных парков, засыпались пруды, где еще недавно плавали лебеди, уничтожались оранжереи, в которых в январе выращивали фиалки и землянику. На их месте вырастали заводские корпуса. Шум, копоть и дым изгоняли владельцев роскошных усадеб. И некогда аристократическая местность превращается в типичную рабочую окраину.

В конце 19 века подавляющее большинство проживающих в этих деревнях, а также на улицах и в переулках, примыкавших к Петергофской дороге, работало на Путиловском заводе и в лесном порту. Окраина Нарвской заставы отличалась невероятной скученностью населения. Здесь не было водопровода (воду привозили в бочках), канализации, электричества, отсутсвовали врачи и какие-либо очаги культуры. В начале 20 в Автово оказалось окруженной промышленными предприятиями. Появились доходные дома и бараки, в них жил рабочий люд.

За линией грузовой железной дороги, на четной стороне проспекта вдоль берегов речки Красненькой расположено Красненькое кладбище, разросшееся на месте старого ижорского кладбища и более позднего кладбища Красной немецкой колонии, существующее с 19 века. Здесь были похоронены жертвы наводнения 1824 г. Наверх

Красный кабачок

На берегу речки Красненькой еще в петровские времена была срублена "светлица" для отдыха царя Петра со свитой по пути в Кронштадт. Впоследствии это место на 7 версте Петергофской дороги получил название "Красный кабачок". Здесь позже был постоялый двор с трактиром. К 1724 году было открыто 15 таких трактиров или герберов (от немецкого die Herbere – постоялый двор).

Первым владельцем трактира был местный рыбак, лоцман и переводчик Семен Иванов. Сильно контуженный он попал в плен к шведам, но смог бежать или уплыть. Именно он указал Петру Первому на благоприятное в военном отношении расположение отмелей в районе острова Котлин, показал «Корабельный ход» (Южный фарватер) и другие сведения об островах и заливе. Петр Первый подарил Семену Иванову за труды его и заслуги в вечное, потомственное владение бойкое торговое местечко близ города, обязав устроить трактир по немецкому образцу и подтвердив свою волю Санкт–Петербургскому губернатору Указом от 16 ноября 1706 года.

Он просуществовал около 200 лет и пользовался неизменной популярностью. Здесь одновременно, пусть и в разных помещениях, могли отдыхать, кутить и веселиться люди совершенно разного общественного положения: цари, министры, писатели, купцы. В «Красный кабак» съезжались гуляки со всего Петербурга – на лодках в летнее время, на тройках в зимнее; иногда там происходили настоящие оргии. Бывал здесь и Джакомо Казанова.

Об этом кабачке писали Пушкин, Лермонтов, Тынянов и Алданов. После Отечественной войны здесь царила Луиза Кессених (подробнее о ней [1], [2]), однорукая женщина-улан сражавшаяся во всех битвах 1813 года против французов. При ней кабачок славился вафлями, прохладительными напитками и знаменитыми танцевальными вечерами для гвардейцев. Есть упоминание, как в 1820 здесь Пушкин с компанией Нащокина участвовал в драке с немцами (так называли всех иноземцев, в том числе финнов).

Вот как описывает его астроном И. Бернулли: «В Красном кабаке мы обедали, здесь хорошая прислуга, сюда часто приезжали на пикник, особенно для того, чтобы поесть вафлей и попить меду». Причем дамы угощались вафлями разных видов – кто со сливками, кто с вареньем, а мужчины неизменно предпочитали солонину или телятину, запивая ее пуншем. По воспоминаниям современников, глинтвейн, наряду с пуншем, пользовался такой популярностью, что его выпивали за раз до 7000 стаканов. К концу 19 века заведение пережило свои лучшие годы, и «под занавес» его частыми посетителями были уже не принцы крови, а рабочие местных заводов, финны-трубочисты и «лихие» люди всех мастей. Здание разрушено большевиками после революции, как вместилище греха и память о ненавистных царях.

Как видно из карты Шуберта 1834 года "Устья Невы", кабак стоял рядом с дотом у мемориала "Танк-победитель" на левом берегу речки Красненькой. Наверх

Городская застройка Автова

В 1930-х годах в Ленинграде началось освоение рабочих окраинных районов, где на месте длинных деревянных домов возникли новые каменные городские дома. Одним из таких районов стал район Автово, к югу от Окружной линии железной дороги вдоль улицы (ныне - проспект) Стачек. Застройка этих земель началось в 1937 году. К 1941 г. был построен жилмассив между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей, около 30 домов.

Но... Началась война. К Ленинграду вскоре подошли немецкие части. Автово стало ближайшим к фронту районом города. В зданиях были размещены штабы, командные и наблюдательные пункты. Отсюда уходили к линии фронта в Урицке сформированные отряды ополченцев.

Мой дедушка Иван Григорьев устроился еще до войны в казенной квартире на первом этаже в одном из домов в Автове (сразу за станцией метро стоят два длинных дома). Из-за прифронтовой ситуации его семью переселили в сентябре 1941 в центр на ул. Красную в одну из свободных квартир. Но дедушка продолжал работать в Автово водопроводчиком и должен был поддерживать тепло в домах, в подвалах которых были штабы и столовая для офицеров. Поэтому ходил пешком по 8 км в один конец и в мороз, и при обстреле...

Вот что он пишет в своих тетрадях. "Помню такой случай. После очередного прихода домой я привез большие санки с дровами. Идешь по улице Стачек, вдруг начинается обстрел. Бросаешь свои санки и падаешь в снег. А в дома по обоим сторонам улицы влетают снаряды, дома подпрыгивают и оседают кучей кирпича и дерева. Или взорвется на дороге, образуя воронку и кучи асфальта, смешанного со снегом."

Тогда между домами и речкой с кладбищем было много деревянных гаражей, а за речкой шли огороды. Был случай, когда дед запомнил, где солдаты закопали у гаражей убитую в Автово лошадь, которую еще облили керосином. Взять немного конины для семьи ветеринар категорически запретил. Когда в феврале 1942 стало совсем мало еды, дед сумел отогреть землю, накрыв листовым железом, раскопать яму и отрубить круп той лошади под страхом трибунала (когда подходили дежурные и спрашивали почему он дымит, он говорил, что "нужно чинить водопровод"). Добыв мясо, поспав, дед пошел за сыном и санками, и только потом привезли конину на улицу Красную. Жена варила кусочки конины (с запахом керосина) и добавляла в суп из обрезков капусты (из офицерской столовой). Потом ему удалось устроится поближе к семье на автобазу Ленпосылторга. Там мой дед Иван Григорьев восстановил систему отопления базы. И шоферы, которые возили ленинградцев по льду Ладоги, были благодарны, а ремотники стали чинить машины в человеческих условиях.

Ныне от метро "до танка" перекинут новый путепровод в Автово, построенный над путями грузовой железной дороги в 2002-2003 г., сильно облегчающий транспортную ситуацию в этом районе. Раньше был переезд и, когда он закрывался, машины долго ждали прохода длинного грузового состава. С путепровода хорошо виден шатер Цирка в Автово и церковь Казанской Божией Матери. Это уже третий путепровод через ж.д. Наверх

Княжево

С удивлением узнал из книги "Городские имена сегодня и вчера", что место нашего микрорайона называется "КНЯЖЕВО". Раньше такого названия не слышал. Откройте и посмотрите, как выглядел район до революции на карте 1916 года. Видны надписи: "Автово", "Дачное", "Княжево", "Больница Всех Скорбящих" (ДК Кировец), "Княжеский просп." (застроен), "Тургеневский просп." (через трампарк), "Тасин просп." (через трампарк), "Платформ. просп.", "Стальная ул." и "Аткарская ул." в сквере у танка, "Стальная ул.", "Державинская ул." (наискосок через бульвар Новаторов), "Чеховская ул." (застроена). Трамвайный проспект, как и другие, шёл тогда до железной дороги прямо без излома.

А история такая:
Весной 1904 года князь и действительный статский советник Николай Евгеньевич Куткин приобрел сдвоенный участок на Петергофском шоссе рядом с речкой Красненькой за 189431 рубль 48 копеек. Князь решил разбить на данном месте посёлок. Назвать же его и все имение Куткин захотел по своему титулу – Княжево.

В датируемом 12 (25) октября 1904 года письме из Петербургской уездной земской управы в Строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления говорится: «Князь Николай Евгеньевич Куткин обратился в управу с ходатайством об утверждении улиц на принадлежащем ему участке земли, в местности Петергофского пригородного участка для образования нового поселка, с присвоением ему именования “Княжево”».

Однако до утверждения плана Николай Евгеньевич не дожил, скончавшись летом 1905 года. Участок на Петергофском шоссе достался его троюродному племяннику Якову Ивановичу Куткину. Был представлен новый вариант плана и именно он и был одобрен 24 мая (6 июня) 1906 года: «Строительное отделение полагает, план нового посёлка Княжево, в Петергофском участке, утвердить».

С той поры и началась история посёлка Княжево, просуществовавшего чуть более полувека. Ныне это название носит один из муниципальных округов Санкт-Петербурга.
[Алексей Алексеев]

Территория бывшего Княжева сейчас приходится на земли вдоль Трамвайного проспекта, то есть между речкой Красненькой и Ленинским проспектом. В 18 веке сразу за речкой начинались сады и огороды немецкой Красной коллонии, при советской власти эти огороды вошли в совхоз "Предпортовый". Начиная от сквера "у танка" становится заметен откос, высотой в несколько метров. Здесь, на возвышенности и стояли дома местных владельцев. Вот карта 1939 года. Вместо "Княжево" написано "Свх. Предпортовый (овощ.)". Трампарк подписан с ошибкой: "им. Котлярова", вместо правильного "им. Котлякова".
Автово. Дачное. Стачек. Памятные стелы при въезде в Ленинград Автово. Дачное. Стачек. Памятные стелы при въезде в Ленинград Автово. Дачное. Стачек. Памятные стелы при въезде в Ленинград

Сразу после Победы (1945) на улице Стачек были установлены Триумфальные ворота (в районе Автовской ул.). Подобные сооружения, в основном из недолговечных материалов, были установлены на всех въездах в город. Сохранится смогли только каменные на улице Коммуны в районе Ржевка-Пороховые (со снятыми барельефами Ленина и Сталина). Со временем ворота пришли в негодное состояние и их разобрали.

Немного южнее Триумфальных ворот были поставлены две стелы по обеим сторонам пр. Стачек (в районе памятника "Танк-освободитель"). Вы можете посмотреть их на старых фотографиях.
1955г. Автово Дачное Стачек Танк-победитель танк КВ-85 памятник ДОТ мемориал 1956г. Автово Дачное Стачек Танк-победитель танк КВ-85 памятник ДОТ мемориал 2005г. Автово Дачное Стачек Танк-победитель танк КВ-85 памятник ДОТ мемориал

Автобусный парк №5 (1966) В 1951 году при благоустройстве сквера перед автобусным и трамвайным парками сооружен памятник "Танк - победитель". На высоком постаменте установлен танк КВ-85, выпускавшийся в годы войны на Кировском заводе, а вблизи него сохранен ДОТ (долговременная огневая точка) военной поры.

В 1966 году рядом с трамвайным депо был возведен уникальный гараж для автобусов (парк №5) с безопорной крышей силовой конструкции. Наверх

Ораниенбаумская электрическая линия.

Трамвайный парк им. Котлякова (перед трампарком выставлен старый трамвай) ведет свою историю от депо Княжево, обслуживающее Оранэлу. В парк ведут трамвайные пути от кирпичного дома (пр. Стачек 91), который был когда-то трансформаторной подстанцией первого городского электропоезда. Эта электрофицированная линия была названа Ораниенбаумская электрическая линия, сокращенно ОранЭЛ, в народе она называлась "Оранэла".

История такова. Самым первым проектом, разработанным ещё в 1890 году, предусматривалось проложить от Петербурга вдоль Финского залива к дачным посёлкам под Ораниенбаумом электрифицированный железнодорожный путь. Проект, в том числе изменение трассы дороги для обхода дачных земель, обсуждался долгих девять лет. Наконец, весной 1913 года МПС России утвердило проектно-сметную документацию постройки первой в России отдельной электрической железной дороги Петербург – Ораниенбаум – Красная Горка (Краснофлотск) протяжённостью 66 км, а в июне того же года началось строительство. Согласно проекту предусматривалось электрифицировать дорогу на постоянном токе. Напряжение в контактной сети должно было составлять 1200 В. Для питания предусматривалась постройка двух центральных тяговых электростанций в Екатерингофе и Ораниенбауме.

Участниками строительства и авторами технических усовершенствований стали известные отечественные инженеры: профессор Политехнического института Александр Вульф, будущий академик Генрих Графтио, профессор Института инженеров путей сообщения Генрих Мерчинг и будущий профессор ЛЭТИ Александр Смуров.

Осенью 1914 года были возведены искусственные сооружения и уложено 38 км двухпутного железнодорожного полотна, а от Нарвских ворот до Стрельны подвешена контактная сеть. Дальнейшей реализации проекта помешала Первая мировая война.

От заказанного за границей подвижного состава пришлось отказаться. Поэтому в декабре 1915 года на первом открывшемся для пассажирских перевозок участке от депо Княжево до Путиловского завода пришлось пустить эвакуированные из Риги трамваи. В январе 1916-го рижские трамваи пошли по Петергофскому шоссе (проспект Стачек) до Нарвских ворот. К лету 1917 года открылось движение от Нарвских ворот до Привала на Петергофском шоссе, позже – до Стрельны. В 1919 г. во время наступления Юденича на Петроград по этой дороге вывозили раненых от монастыря Сергиевской лавры.

Однако позднее, в 1920-е годы, в связи с разрухой в стране были демонтированы рельсы и шпалы от Стрельны до Ораниенбаума, а силовые агрегаты Ораниенбаумской электростанции были демонтированы и отправлены на другие объекты. В том числе для энергоснабжения уральских рудников. Снятые рельсы отправили в Баку для строительства пригородной электрической железной дороги. В связи с нехваткой электроэнергии на оставшемся действующем участке пути в часы пик трамвайные вагоны таскали паровозом.

Во время Великой Отечественной войны трамвайные пути от Стрельны до города были разрушены. Существует легенда, что фашисты, захватившие в 1941 г. Стрельну и увидевшие там трамвай, решили, что они уже вошли в Ленинград. Темп наступления спал, так как необходимо было готовиться к уличным боям. Но до войны город начинался только в Автово. Небольшая задержка позволила защитникам города выиграть драгоценное время для укрепления обороны города. На самом деле нерешительность фашистов связана с тем, что фюрер не давал приказа брать город, решено было покорить измором. Еще фюрер расчитывал на силы финнской армии, а она не тороппилась.

Часть этой линии от Нарвских ворот до Стрельны была восстановлена в 1953 и функционирует до сих пор (№ 36), другая её часть разобрана, но в районе станции Мартышкино и платформы «Университет» до сих пор можно видеть уцелевшие бетонные сооружения, принадлежавшие этой трамвайной линии. Наверх

Больница Фореля. Кировский жилгородок. ДК "Кировец"

На верхней террасе уступа здесь располагается застройка, сформировавшаяся в 1940-х - 1960-х годах, но история этого места гораздо более старая. Первым владельцем этого участка был в I половине XVIII века сподвижник Петра адмирал И. М. Головин. Макет усадьбы К.Е. Сиверса, 1750-е гг. арх. Ф.-Б. Растрелли. Музей ДК 'Кировец'В 1745 году он был продан А. Л. Нарышкину, наследники которого в конце 1740-х годов продали дачу генерал-поручику и гофмаршалу, графу Римской империи Карлу Ефимовичу Сиверсу. В конце 1750-х годов по проекту Ф.-Б. Растрелли он строит на участке каменный усадебный дом - одноэтажный на высоком цоколе дом с высоким мезонином. Здание было возведено в стиле зрелого барокко, со всеми его атрибутами - сложно прорисованными наличниками, картушами, фигурными решетками, декоративной скульптурой и вазами на фасаде.

В этом имении часто бывала Екатерина II, проездом по пути в Ораниенбаум и Красное Село и специально на охоту. Позже имение переходило к Г. А. Потёмкину, затем к вице-канцлеру И. А. Остерману. Тогда усадебный дом был перестроен: со здания был удален весь барочный декор, надстроена башня, а флигели соединены с главным корпусом галереями с колоннадами.

В 1808 году дача перешла в руки действительного статского советника князя Павла Павловича Щербатова. В 1828 году здесь, на 10-й версте от города, по воле императрицы Марии Федоровны и императора Александра I, на участке, принадлежавшем князю Щербатову, была основана больница для умалишенных "Всех скорбящих Радости". Для больницы по проекту архитектора Петра Сергеевича Плавова в 1830-х годах было перестроено здание бывшей дачи Сиверса. В 1828 - 1832 годах к главному зданию с востока архитектором Д. Квадри были пристроены флигели, увеличенные Плавовым в 1836 - 1838 годах. П. С. Плавов же в 1847 - 1850 годах возвел новые большие корпуса - для служащих больницы (ныне д. 160) и для неизлечимых больных (д. 148); по его же проекту при участии Доменико Квадри в 1832 году при больнице была построена церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", занимавшая обширное двухсветное помещение. После революции церковь была закрыта, больнице было присвоено имя известного швейцарского, психиатра и энтомолога Огюста Фореля (1848 - 1931).

В годы Великой Отечественной войны эти края стали местом прорыва передовых немецких частей, рвавшихся к Ленинграду. В 1941 в больнице находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города.

Оказавшиеся на линии фронта больничные корпуса были сильно разрушены. Обсуждался вопрос о реставрации этого памятника, но было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс новыми жилыми домами для рабочих Кировского завода.

В 1950 - 1964 годах сохранившиеся здания больницы были капитально перестроены в стиле "сталинского" классицизма и сформировали Кировский жилгородок. В центральном корпусе, отмеченном шестигранными башенками по сторонам фасада, разместился Дом культуры "Кировец". Восстановлением и перестройкой зданий комплекса руководил известный советский архитектор Логин Шретер - внук великого Л. Н. Бенуа. Бывший усадебный дом, сохранявший до этого облик 1780-х годов был перестроен почти неузнаваемо: башня главного здания была снесена, его надстроили до трёх этажей, флигели - до 4 и увенчали бельведерами (это такие обзорные беседки на крыше).

Вернемся на четную сторону проспекта Стачек. От Кировского жилгородка пересечем полупешеходный Соломахинский проезд, вдоль которого южный фасад жилгородка эффектно подчеркивает монументальное "сталинское" здание с колонным портиком, и перейдем на большой зеленый треугольник, сформированный этими улицами и Ленинским проспектом. Пройдём немного вперед, и перед нами предстанет небольшой капитальный металлический мост, переброшенный по тротуару через... лужу в небольшой выемке газона.

В этом месте еще в XVII веке находилась деревня Расвалла из 5 дворов и кабака у дороги. В начале XVIII века участок был пожалован одному из главных сподвижников Петра I - выдающемуся кораблестроителю и флотоводцу Фёдору Матвеевичу Апраксину. В 1760-х годах участок был приобретен П. Б. Шереметевым. На восточном берегу пруда, образованного в русле реки Дачной (тогда Попова ручья), от которой остались пруды, в 1762 году велось строительство усадьбы. В 1778 году за 2500 рублей она была продана Н. И. Панину, выдающемуся дипломату, в то время возглавлявшему Иностранную коллегию. Позже усадьбой владели его наследники, затем она неоднократно перепродавалась. С 1830-х до 1910 года ею владели немецкие колонисты Шеферы, управляющие Красной колонией. Поэтому Шеферовой дорогой назывался теперешний Соломахинский проезд. В то время вдоль шоссе на территории дачи сформировалась линия деревянных домов.

Пруд в западной своей части засыпан. Напоминанием о нем и существовавшей рядом усадьбе и служит железный мост в 100 метрах к западу от Кировского городка. Сейчас на месте усадьбы развернулось строительство новых жилых домов. Рядом огорожена территория нового храма - церкви Иоанна Кронштадтского. Здание со стрельчатым порталом-звонницей с золоченым шпилем имеет кровлю, окрашенную в небесно-голубой цвет.

Со стороны проспекта Стачек рядом со строящейся церковью расположен памятник воинам Нарвской дивизии Народного ополчения, которые героически защищали подступы к городу во время Великой Отечественной войны.

На месте этого памятника прежде находилась усадьба Г. Н. Теплова, писателя и государственного деятеля середины XVIII века. В дальнейшем ею владели поочередно князь Н. М. Голицын, купец Г. Г. Бахерахт, графиня Апраксина, семейство купцов Ганфов. В 1899 году имение "со всеми строениями, садами, ... и всею обстановкою" за 63 тысячи рублей купил землевладелец Нарвской заставы С. С. Богомолов. Ему оно принадлежало и в 1910-х годах. На планах 1930-х годов признаков имения уже нет - у шоссе в это время стояло лишь два небольших деревянных дома, еще несколько тянулось вдоль узкого участка, до его пересечения с долиной речки Дачной. Наверх

Посёлок Дачное

На пересечении нашего пути с 10-километровым Ленинским проспектом (до 1974 - пр. Героев) расположена большая круглая Кронштадтская площадь, в которую вливается также Дачный проспект - старинная магистраль с одним из самых новых названий. В XVIII веке эта дорога являлась центральной аллеей имения графа Якова Брюса (внука сподвижника Петра Первого). С XIX века она была известна под именем Екатерининского проспекта. После революции название улице было присвоено революционное - Улица III Интернационала. В 1980-х годах после смерти главного идеолога КПСС М. А. Суслова, улице, вновь ставшей проспектом - Проспект Суслова. Затем, после развенчания эпохи КПСС, в 1989 году вновь вернули предыдущее имя улицы, а спустя еще пару лет, когда и упоминание о 3-м Интернационале стало как бы неудобным, присвоили магистрали абсолютно новое нейтральное имя, несмотря на введенный запрет на изменения исторических городских имён - Дачный проспект.

Ведь именно здесь, на территории бывшей усадьбы Брюса был разбит поселок, получивший наименование "Дачное". В справочниках это название выводится от ж/д платформы "Дачное". Но это не так. Вот цитата из статьи историка А. Алексеева из газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

В нынешнем городском виде Дачное, как известно, существует с 60-х годов ХХ столетия, когда на месте поселка с таким именем (и поселка Княжево) стали строить хрущевские пятиэтажки. Но когда возник поселок Дачное?

Ответ же на поставленный в заголовке вопрос можно найти в документах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. В одном из его дел, датируемом 1904 годом, мы встречаемся с планом улиц и переулков в имении «Дачное», принадлежавшем дворянину Сергею Константиновичу МаксимОвичу. Он решил устроить на месте имения поселок, участки в котором можно было бы выгодно сдавать. 7 (20) июля 1904 года план утвердило строительное отделение Санкт-Петербургского губернского правления. Это событие, произошедшее почти 110 лет назад, и явилось началом поселка Дачное. Упоминания о нем вскоре появились в справочниках и на картах, а через несколько лет появилась и платформа «Дачное».

Добавим, что на плане представлены названия проездов, предложенные Максимовичем, – Харьковская, Полтавская, Еленинская улицы; переулки Днепровский, Лешко-Попеля, Крымский, Байдарский, Тихий и Поперечный. Ни одна из этих улиц до нынешнего времени не дошла – сохранились разве что отдельные следы в виде внутриквартальных проездов. В основном они, уже под другими именами, растворились в городской застройке 1960 – 1970-х годов. Сохранился лишь единственный проспект – Екатерининский (на плане – Екатериненский). Пережив целый ряд переименований, в итоге он обрел свое нынешнее название – Дачный.

Алексей АЛЕКСЕЕВ. Дачное. Начало. «Санкт-Петербургские ведомости», выпуск № 046 от 14.03.2014

К концу 1930-х годов исторический парк Дачного был почти полностью застроен индивидуальными домами. Большая часть построек была уничтожена во время войны. С 1960-х годов здесь развернулось жилищное строительство. В память об историческом поселении весь огромный жилмассив, тянущийся веером вдоль Ленинского и Дачного проспектов до линии Балтийской железной дороги получил название Дачного.

Часть квартала между Дачным и Ленинским проспектами, острым углом подходящая к площади, теперь застроена современным жилмассивом. На этом участке сохранилось несколько прудов, созданных в начале XIX века в пойме речки Дачной, когда здесь располагались загородные усадьбы петербургской элиты. За ними на Ленинском проспекте расположено построенное в 1990-х годах здание католической Новоапостольской церкви, с фасадами из светлого кирпича, с большим латинским крестом на главном фасаде.

К западу от Дачного проспекта среди кварталов застройки 1960 - 1970-х годов сохранились два пруда усадьбы Брюса. На острове посреди одного из них, на который перекинут металлический мостик, несколько лет назад возведена странного "церковного" вида беседка.

Дача Воронцова - одна из немногих, сохранившихся до наших дней построек XVIII века, которые стояли вдоль Петергофской дороги. В 1722 году по именному указу императора Петра I вдоль Петергофской "першпективной" дороги были нарезаны участки земли для строительства "приморских домов". Они были розданы придворным, вельможам и знатным особам. Узкие длинные участки тянулись от берега Финского залива до Лиговского канала. Однако застройка их шла крайне медленно, освоение невских болот мало кого привлекало.

Оживилась постройка приморских дач в царствование императрицы Елизаветы (1741 - 1761 гг.) и достигла своего расцвета в Екатерининское время. На протяжении своего долгого существования дачи не раз меняли владельцев. Так дача Воронцовых до середины 18 века принадлежала Салтыковым. Его превосходительство генерал-аншеф Василий Фёдорович Салтыков при императрице Анне Иоанновне был генерал-полицмейстером в Петербурге и сенатором. Усадебный дом строился так, что фасадная его часть была обращена к заливу. Кругом дома были разбиты парки, сады с партерами и с искусственными водоёмами, фонтанами, лабиринтами, гротами. Часть этих водоёмов сохранилась до наших дней.

Использованы ресурсы

Петербург и окрестности
История Петергофской дороги
Журнал Санкт-Петербургский университет
Старые фотки Дачного на странице Антона Голубева

Назад к разделу Дачное

Средняя школа 481. Ленинград © 2003-2024    Проект - Сергей Иванов


 
Используются технологии uCoz