О подпольной студии в Форели и её хозяине
Почему меня заинтересовала судьба этого человека? Потому что я люблю гитару, люблю петь, знаю много песен и даже сочиняю сам музыку. И всё это зрело во мне не один десяток лет. Мой возраст уже близок к пенсионному. А тогда, когда мы жили в начале Трамвайного проспекта (теперь можно говорить в Княжево), мы были детьми, а сочиняли другие. Их называют "шестидесятники". Сочиняли и пели собственные песни. Пели в походах, пели на стройках, на вахтах, на сельхозработах. Пели везде. И в Ленинграде появился клуб, где собирались талантливые барды, и где можно было обменяться идеями.
Если бы песни никто не записал, то они бы просто забылись. Но, к счастью, уже существовали магнитофоны и нашлись люди, которые тратили своё свободное время на фиксацию бардовской мысли. Поэтому мы сейчас, через полвека можем окунуться в атмосферу шестидесятничества и послушать песни талантливых людей, которых знают все культурные люди нашей страны.
И человек, который знал секреты звукозаписи жил и работал совсем рядом с нашими детскими дворовыми забавами. Если перейти через дорогу (ул. Зины Портновой) в соседний квартал Форели, углубиться во дворы мимо ближайшего продуктового магазина, то выйдешь к его дому по Стачек, 128. Обычная пятиэтажка, постройки 60-х, как и наши хрущёвские дома. Вот там, в простой квартире была домашняя студия Михаила Крыжановского. И оттуда частенько раздавались гитарные треньканья и непонятные песни. Соседи сверху были недовольны таким соседством.
Неутомимый собиратель авторской песни, один из лучших её знатоков, ценителей и апологетов. Огромный, немногословный, точный и обязательный, он лучше многих воплощал в себе два важнейших человеческих качества: верность и надёжность. [Юлий Ким]
Михаил Крыжановский и Владимир Высоцкий в клубе Восток в 1967 году
Михаил Крыжановский был по специальности геофизиком. О его подвижнической работе по собиранию и сохранению записей всех авторов-исполнителей можно написать много. Однако, в первую очередь нужно отметить, что на основе его записей и его звукорежиссерской работы были выпущены первые пластинки наших ленинградских авторов, двойная пластинка «Встреча друзей», вышедшая к 25-летию Клуба песни «Восток», а также серия пластинок Владимира Высоцкого, Александра Галича и великолепного исполнителя романсов Валерия Агафонова. Михаил Крыжановский первым стал снимать концерты клуба «Восток» на видеоплёнку, что также вошло в золотой фонд авторской песни, как и фотоархив Михаила Крыжановского.
Запись ведут Николай Федорович Курчев и Михаил Викторович Крыжановский
С самых первых концертов авторской песни в кафе «Восток» вёл магнитофонную запись и стенографировал концерты Николай Федорович Курчев. Его последователи
М.В. Крыжановский, В.К. Сачковский и З.Д. Рудер кроме клубных записей также ездили по стране на различные фестивали авторской песни, и собирали по крупицам лучшие песни. Впоследствии их авторы и исполнители становились гостями Клуба и выступали на его сцене.
Владимир Высоцкий и члены клуба песни "Восток" недалеко от дома Михаила Крыжановского (пр. Стачек, 128). 1960-е гг.
Самую знаменитую серию "На концертах Владимира Высоцкого" начали издавать в 1987 году, а закончили, наверное, в 1992-ом. Коллекционер Жильцов и "Мелодия" взяли ранние записи, которые у многих были на кассетах в нормальном качестве. Многие записи предоставил питерский коллекционер Михаил Крыжановский. У него была квартира, и в ней комната была обшита яичными коробками для звукоизоляции. В окна были вмонтированы самодельные стеклопакеты, чтобы звук не проникал, и по ночам он записывал. У него на стене висела гитара – сначала на этой гитаре Окуджава написал – "Миша, большое спасибо!", потом Александр Галич. Ну, а потом все это увидел Высоцкий и тоже написал: "Миша, большое спасибо!". Все эти автографы с датами! У Крыжановского получались очень приличные записи. И вот эти записи пошли на первой пластинке.
А. Розенбаум. Запись у Михаила Крыжановского. 1981
|
Михаил Крыжановский. 1996
|
Источники:
Статья о М.В. Крыжановском в Википедии
История создания и деятельности клуба песни «Восток»
Назад к разделу Дачное
|